Обучение в ИСК
Самообразование -
Вопросник для консультантов -
Ответы -
Мы ВКонтакте
Обучение исключительно одному подходу приводит к ненаучной ритуализации и препятствует новшествам. Хотя, некоторые предпочитают сосредотачиваться на единственном методе – поскольку этому легче научиться – компетентный индивидуальный психологический консультант или семейный консультант (далее – специалист) должен владеть набором различных подходов, так как нет единого метода, пригодного в любой ситуации для любого клиента. Психологи, знающие только один прием и повторяющие его снова и снова, часто жалуются на сопротивление клиентов. Чтобы помочь клиенту, специалист должен постигнуть сложные паттерны человеческих взаимодействий, поднявшись выше отдельных частных подходов.
Решение трудных психологических проблем требует знаний, творческого подхода, научного мышления, острой сенсорной наблюдательности и навыков коммуникации. Вряд ли можно удовлетвориться вузовским преподаванием, не учащим специалистов логическому мышлению, решению проблем и даже эффективной коммуникации.
Есть и другой мотив, побудивший нас составить программу из сочетания различных современных подходов: люди лучше учатся, когда различные предметы обучения связаны между собой. Если же эти различные грани целого изучаются отдельно, в изоляции от естественного окружения, то учебный процесс становится академическим и бесплодным. Если, например, наведение транса изучается отдельно от терапевтических форматов, проведение которых облегчается трансом, это напоминает обучение стрельбе без мишени.
Наши участники не только сосредоточиваются на способах соединения дополняющих друг друга частей в единую мозаику, но для лучшего усвоения курса проводят бoльшую часть времени в активных занятиях, выполняя практические упражнения.
Иными словами, человек учится все более эффективно, когда ему разрешается делать «ошибки». Если человек вынужден избегать ошибок, он должен тем самым избегать всего нового и может лишь повторять то, что уже знает. Таким образом, избежание ошибок есть ошибка более высокого уровня, препятствующая обучению.
Но обучение невозможно, если вновь и вновь повторять одну и ту же ошибку. Чтобы улучшить эффективность своей работы с клиентами, специалист должен не только неизбежно делать «ошибки», но должен получать и использовать для изменения своего поведения информацию (то есть обратную связь), происходящую от этих «ошибок». На наших семинарах участники получают эту обратную связь и от коллег, с которыми выполняют упражнения, и от опытных учителей, наблюдающих и помогающих участникам во время упражнений.
Такая атмосфера допускает плотное расписание – ежедневно 12 академических часов плюс самостоятельная работа. Интенсивное обучение, в самом деле, необходимо. Специалист должен быть компетентным, потому что клиенты требуют результатов – их не удовлетворяют сочувствующие разговоры. Консультант должен уметь изменить поведение клиента. Если после консультации клиент продолжает вести себя как прежде, то есть нежелаемое поведение остается, это значит, что специалист потерпел неудачу.
Иначе говоря, в интересах клиента специалист должен на него эффективно влиять. Но, естественно, это возможно лишь в том случае, если специалист сумеет вести человека, в направлении, куда человек, в самом деле, хочет идти. Искусство влияния основывается на способности понимать и глубоко уважать потребности и желания людей, которым мы помогаем. Этичное влияние может и должно существовать лишь в условиях искреннего желания помочь. Обучения в нашем Институте предназначено для тех, кто имеет такие намерения.
Самообразование
Для тех, кто желает продолжить обучение, ИСК рекомендует следующие книги:
- Семейная терапия:
- С.Минухин «Техники Семейной Терапии» ;
- Дж.Хейли «Терапия испытанием»;
- Дж.Хейли «О Милтоне Эриксоне»;
- К.Витакер «Танцы с семьей»;
- М.Палаццоли «Парадокс и контрпарадокс»;
- П.Пэпп «Семейная терапия и ее парадоксы»;
- К.Маданес «Стратегическая семейная терапия»;
- Прочесть следующие методички ИСК:
- «Семейная терапия по Вирджинии Сатир»;
- «Введение в семейную психотерапию» (Дж.Хейли);
- «Стратегическая семейная терапия I» (Дж.Хейли);
- «Стратегическая семейная терапия II» (Дж.Хейли);
- «Эриксоновская терапия» (Дж.Хейли);
- «Обучение терапии» (Дж.Хейли);
- «Супружеская терапия» (Дж.Хейли);
- «Теория шизофрении» (Г.Бейтсон, Дж.Хейли);
- «Как превратить насилие в любовь» (К.Маданес).
- НЛП:
- Дж.Гриндер «Структура Магии»;
- Дилтс Р. «Изменение убеждений с помощью НЛП»;
- К. и С.Андреас «Сердце разума»;
- К. и С.Андреас «НЛП – Новые Технологии Успеха»;
- Прочесть следующие методички:
- «Практические навыки и приемы психотерапевта» (Дж.Гриндер, Р.Бендлер, К.и С.Андреас);
- «Изменение ограничивающих представлений» (Р.Дилтс);
- «Психотерапевтические приемы и навыки высшего уровня» (Дж.Гриндер, Р.Бендлер, К.и С.Андреас)
- Гипноз:
- С.Гиллиген «Терапевтические трансы»;
- Дж.Зейг «Семинар с Милтоном Эриксоном»;
- М.Эриксон «Человек из Февраля»;
- М.Эриксон «Мой голос останется с вами»
- С. и К.Лэнктон «Рамочные метафоры в трансе»
- М.Эриксон «Стратегия Психотерапии»;
- Дж.Зейг «Психотерапия - что это?»;
- М.Эриксон, Э.Росси «Гипнотические реальности»;
- Дж.Зейг «Испытание Эриксоном».
- Переговоры:
- Р.Фишер, У.Юри «Путь к согласию».
- Логика, кибернетика, и теория систем:
- Н.Винер «Творец и робот»;
- Лернер «Введение в кибернетику».
- Биология:
- Г.Бейтсон «Природа и разум»;
- К.Лоренц «Так называемое зло»;
- К.Лоренц «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».
- Психонейроиммунология и Психотерапевтическая помощь умирающим пациентам и их семьям:
- К. и С.Саймонтон «Путь к здоровью»;
- Б.Зигель «Любовь, медицина и чудеса»;
- Прочесть следующую методичку:
- К. и С.Саймонтоны, Э.Кублер-Росс, С.Левин и др. «Современные психотерапевтические подходы к лечению болезней и улучшению здоровья».
- Анатомия и физиология (подойдёт любой учебник для Вузов):
- Вегетативная нервная система
- Понятие о рефлексе, прочитать, делая выписки и подготовить вопросы;
- Лимбическая система;
- Аксоны, дендроны и синапс.
- Эволюция:
- Ч.Дарвин «Происхождение видов»;
- Ч.Дарвин «Путешествие на корабле Бигль».
- История психологии и психотерапии:
- И.Павлов «Условные рефлексы»;
- З.Фрейд «Психология бессознательного»;
- Эволюция психотерапии. IV Том — История психотерапии.
- Научная философия в XX в.:
- Б.Рассел «История западной философии»
- Э.Фромм «Бегство от свободы»;
- Э.Фромм «Искусство любить».
- Человеческая личность в мировой литературе:
- Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста»;
- О.Бальзак «Отец Горио»;
- Т.Драйзер «Американская трагедия».
- Русская история:
- С.Платонов «Русская история»;
- В.Ключевский «Курс русской истории».
- Русский национальный характер:
- А.Герцен «Былое и думы»;
- И.Тургенев «Дворянское гнездо»;
- И.Тургенев «Записки охотника»;
- И.Тургенев «Отцы и дети».
- Мифы и легенды:
- «Миф о Прометее», «Миф о Геракле», «Миф об Аргонавтах», «Миф о Нарциссе» (например, в книгах Куна)
- Вергилий «Энеида»
Если вы не можете найти какие-либо книги или методические материалы, свяжитесь с нами.
Вопросник для консультантов
Психотерапия и психологическое консультирование распространяются все шире.
Книги по этим направлениям публикуются чуть ли не каждый день, масса денег затрачивается на воспитание и подготовку психотерапевтов, психологов и семейных консультантов.
Еще больше денег специалисты разных школ собирают с отчаявшихся клиентов.
Но до сих пор отсутствует надлежащее испытание, или вопросник для специалиста, претендующего на доверие публики.
Как можно определить, знает ли специалист то, что он должен знать?
К трудностям составления надлежащего теста относится та очевидная проблема, что искусство специалиста может быть определено лишь проверкой результатов психотерапии или психологического консультирования, а не письменным экзаменом об идеях.
Поэтому высшие учебные заведения, добросовестно относящиеся к подготовке специалистов, изучают результаты их работы.
Но хотя экзамен не может быть мерой умения, от специалиста можно ожидать некоторого уровня знаний, измеряемого письменным экзаменом. Кроме того, результаты экзамена могут свидетельствовать о надлежащей установке по отношению к психологическому консультированию, или об ее отсутствии.
При такой попытке экзамена, касающегося знаний и установок, возникает серьезная проблема: она сразу же обнаруживает догматические предубеждения некоторой специальной школы психотерапии, и поэтому бесполезна в более широкой области. Здесь нужен вопросник, основанный на большой, широкой, гибкой точке зрения, чтобы его можно было дать специалисту любой школы для определения, знает ли он то, что он должен знать. К счастью, уже есть скромное начало такого беспристрастного вопросника, и образец этого приводится дальше. Вопросник содержит наиболее важные вопросы и правильные ответы для тех, кто их не знает.
- Должен ли специалист считать себя искусным специалистом, или гуманистом и философом?
- Должен ли специалист присоединяться к безумию другого человека, или оставаться вне его мира?
- Должен ли специалист работать быстро, или не торопясь?
- Повышается ли эффективность работы с клиентами, если специалист размышляет о самом себе.
- Если представить себе психологическое консультирование как поэзию, пишет ли терапевт сонеты или свободные стихи?
- Будет ли специалист более успешным, если он будет любознателен по поводу сложности жизни, или если он будет узко направлен к своим целям?
- Назовите две идеологии, мешающие специалисту.
- Должен ли специалист настаивать на изменении?
- Этично ли придерживаться теории, что изменение медленно и трудно, и что каждый человек должен приходить на психотерапию по несколько часов в неделю в течение многих лет?
- Содействует ли скромность успеху специалиста?
- Должен ли специалист быть серьезным человеком?
- Что такое психологическое консультирование?
- Верно ли, что в прошлом психотерапия состояла в том, что клиент обсуждал неопределенную проблему со специалистом, исходившим в своей работе из расплывчатой теории и работавшим в непродуктивном стиле, стремясь к результату, не поддающемуся измерению?
Ответы
- Некоторые авторитеты полагают, что специалист должен быть весьма образованным в философии, общественных науках и искусстве. Трудность в том, что специалист-философ этого рода, столкнувшись с проблемой ребенка, который мочится в постель, не найдет в своей памяти 11 эффективных способов лечения этой проблемы. Вместо этого он может представить себе, что энурез ребенка есть способ его самовыражения. И он спрашивает задумчиво: может быть, этот ребенок подсознательно писает на вселенную? Но специалист должен знать общепринятые способы, как помочь ребенку, который мочится в постель. В противном случае, зачем нужен специалист?
Ответ: Специалист вполне может быть философом и гуманистом, если это не мешает ему быть искусным специалистом
- Кроме длительного академического образования и чрезмерного самоуглубления, то, что больше всего мешает специалисту – это неспособность принять поведение клиента и отвечать на него надлежащим образом. Эта неспособность приводит к тому, что специалист интерпретирует, исправляет, указывает, сопоставляет, аргументирует, спорит и покровительствует, вместо того, чтобы присоединиться к человеку, который пришел к нему и нуждается в изменении. Если специалист тепло и дружелюбно обращается с пациентом, который холоден и груб, то у этого специалиста не все в порядке, и он должен вести себя более правильно. Если женщина говорит, что она бьет своего ребенка каждый раз, когда напивается, специалист не должен говорить по этому поводу «Боже мой, как вы можете вести себя так ужасно?» В таком случае женщина почувствует в нем еще одного человека, который ее не поймет. Специалист должен присоединиться к миру этой женщины и вызвать изменения, действуя изнутри этого мира.
Если специалист становится частью мира своих клиентов, то он будет столь же безумен, как они, и будет беспомощно хлопотать вместе с ними в их неудачных попытках. Как может специалист изменить человека, если он всего лишь присоединяется к нему в его наличном поведении? Он должен дать ему новые способы поведения.
Ответ: Он должен присоединяться к человеку в его болоте, не позволяя ему там оставаться.
- Одно из самых важных требований к специалисту – это терпение. Борясь с человеческим несчастьем, со сложными общественными ситуациями и затяжными трудностями, он не должен рассчитывать на быстрое и волшебное исцеление. Каждый, кто пытался изменить людей (или изменить факультеты, где обучают психотерапии или психологическому консультированию), знает, что жизнь движется медленно и неуклонно. Специалист должен быть терпелив, выстраивая одно за другим небольшие изменения, неторопливо и эффективно.
Но надо признать, что отчаявшийся человек нуждается в немедленном облегчении, и часто может измениться лишь при быстрых и решительных действиях специалиста. Специалист должен реагировать немедленными указаниями, чтобы использовать возможности, возникающие лишь в периоды временной неустойчивости
Ответ: Посмотрите на гранильщика алмазов. Он не спешит, но когда он действует, быстро получает результаты.
- Специалист не должен настолько беспокоиться о себе, чтобы не видеть клиента. Специалист, который думает: «Реагирую ли я на эту женщину, сидящую передо мной, или на мысленный образ моей матери, которую она мне напоминает», по существу не реагирует на клиента, пытающегося привлечь его внимание. Такой специалист, вероятно, страдает некоторой формой старомодной персональной терапии. Нет доказательств (хотя много говорилось), что навыки специалиста и результаты его терапии улучшаются, когда он подвергается чему-то вроде психоанализа. В действительности, такое самоуглубление обычно лишь мешает специалисту-практику при решении конкретных проблем. Человек не может изменить другого, думая о себе. В действительности, когда человек что-нибудь делает с настоящим искусством, он себя не сознает.
Но опытный специалист знает, что его поведение влияет на данные, с которыми он работает – точно так же, как человек, включающий свет, потому что он хочет лучше увидеть темноту. Супружеская пара, препирающаяся в присутствии специалиста, делает это отчасти потому, что он образует с ними треугольник и поощряет их спор.
Ответ: Специалист должен сосредоточиваться на других, не сознавая себя, но в то же время реагировать на ситуацию, вполне сознавая свою роль в ее создании.
- Автор сонета ограничен заданным числом строк и жестким метром. Для автора свободных стихов дело обстоит иначе. Здесь все дело в спонтанности, и все возможно. Какой подход более творческий? Каждый специалист должен занять в этом вопросе некоторую позицию.
Энтузиаст сонета доказывает, что свобода возможна лишь в рамках закона; творческое выражение приходит к автору лишь тогда, когда он ограничен правилами. Лишь специалист, действующий упорядоченно, может быть хорошим профессионалом и создавать дисциплинированное искусство, которому можно учить. Правила, ограничивающие художника, вызывают у него полет воображения.
Защитник свободных стихов утверждает, что любое ограничение мешает самовыражению; свобода приходит лишь тогда, когда нет никаких правил. Специалист не может реагировать надлежащим образом на новую и единственную в своем роде ситуацию, если он следует заранее установленным правилам, но ведь трудно отрицать, что каждая ситуация в действительности нова и единственна в своем роде. Встретившись в любой человеческой ситуации со сложностью и разнообразием коммуникаций, специалист не имеет времени обдумать, чтo он должен делать, ему приходится просто реагировать. Очевидно, что специалист, способный быстро адаптироваться к сложным ситуациям, должен доверять своим чувствам.
Ответ: Специалист должен быть спонтанным творцом свободных стихов, следующим своей интуиции, и в то же время соблюдающим правила профессионального поведения и обладающим самодисциплиной сочинителя сонетов.
- Однажды ученик спросил учителя Дзена: «Разве эта гора не красива?» Учитель ответил: «Да, но стоит ли говорить об этом?» Когда женщина слегка вздыхает после слов ее мужа, искусный терапевт не делает нелепой попытки перевести в слова этот выразительный вздох.
Но что же можно сказать о любознательности? Почему женщина вздохнула, и что это значит? Не должна ли любознательность быть одним из важнейших аспектов специалиста? Конечно, мы хотим, чтобы специалист был исследователем, заинтересованным всевозможными способами человеческого поведения в их бесконечном разнообразии.
Рассмотрим подлинного ботаника, который должен охватить чрезвычайную сложность цветка и его процесса роста, сохраняя в то же время способность ценить красоту поля, усеянного маками. Ботаник, неспособный насладиться цветком, так же неполноценен, как ничего не знающий о строении цветка. Специалист должен понимать и оценивать чрезвычайную сложность человека, его семьи и общественных отношений. Однако он должен принимать основные правила жизни, знать, что дети должны слушаться родителей, а родители уважать своих родителей. Оценивая сложность и сохраняя позицию открытости по поводу того, что в действительности имеется в человеческой жизни, специалист должен оставаться в позиции эксперта и говорить, чтo надо делать.
Ответ: Специалист должен быть естественно любознателен в отношении людей и целеустремлен в преследовании своих целей.
- Ответ состоит в следующем:
(а) теория вытеснения, выражающая отрицательный и пессимистический взгляд на человека и обрекающая специалиста на узкую, непродуктивную теорию изменения,
(б) теория, по которой терапия имеет целью помогать людям «расти», вместо того, чтобы решать конкретные проблемы. Такой взгляд служит извинением для специалиста, не умеющего справиться с конкретными проблемами своих клиентов.
- Специалист должен делать с клиентом все необходимое, борясь с проблемой до ее решения. Если специалист слишком легко сдается, он никогда не справится с трудными случаями. Некоторые люди изменяются лишь в том случае, если они уверены, что специалист не сдастся! О своих неудачах специалист должен говорить с гневом. Точно так же, как траектория футбольного мяча определяется энергией, с которой его толкает игрок, успех психологического консультирования определяется энергией и увлеченностью, которые специалист вкладывает в каждый случай. Чтобы достигнуть своих целей, он должен быть готов говорить с клиентом не только в кабинете, а на улице, на его квартире и где угодно.
Но, будучи решительным человеком, специалист все же должен научиться не беспокоиться о решении проблемы больше, чем сам клиент. Если он во что бы то ни стало хочет добиться успеха ради себя, а не ради клиента, он оказывается в слабом положении и проигрывает. Чтo еще важнее, какое право он имеет вмешиваться в дела людей, не желающих меняться? Одна из важнейших задач для всех нас - это удерживать людей от роли «благожелательных помощников». Конечно, специалист не должен навязывать себя клиенту из жалости к нему, потому что жалость не поможет клиенту.
Ответ: Как знает каждая домохозяйка, нельзя заставить цветок расти, растягивая его. Можно, однако, удобрять почву. У специалиста должна быть абсолютная решимость разрешить проблему, избегая при этом чересчур тесной связи с клиентом.
- Ответ: Это неэтично лишь в том случае, если специалист получает почасовую оплату.
- Хотя важно быть уверенным в себе, скромность – это добродетель, позволяющая человеку продолжать учиться. Специалист должен гордиться своей способностью быть скромным. Это имеет также практические преимущества: дерзость специалиста становится вызовом для клиентов. У них развивается стремление побороть его, а этого легко достигнуть, если они не будут изменяться. Поэтому самоуверенность в такой форме может быть помехой. Многие специалисты находили полезным сохранять у самого себя некоторый симптом, напоминающий им, что они не лучше людей, которых лечат.
Ответ: Лучше всего, чтобы специалист был скромен, но вполне уверен в своих способностях.
- Клиенты приходят к специалисту в отчаянии. У них серьезные проблемы; они сходят с ума, или боятся темноты, или в ярости на своих супругов. Обычное общество специалиста - это неудачники и некомпетентные люди. В этом мрачном мире специалист должен принимать всерьез человеческое несчастье, которым он кормится, и которое он должен облегчить. Кто безразличен к несчастью клиентов, ведет себя как негодяй.
Однако важнейшая установка специалиста - игровая. В своем обучении и своей работе специалист должен быть способен превзойти человеческое страдание и работать в игривом и творческом духе. Он не может себе позволить быть столь же мрачным и несчастным, как его клиенты, потому что в таком случае они не смогут сохранить надежду. Часто он является единственным лучом света, побеждающим их ярость и превращающим отчаяние в осторожный оптимизм.
Ответ: Специалист должен серьезно относиться к мрачному положению своих клиентов, и в то же время свободно изменять основы этой ситуации в духе игры.
- Ответ: Психологическое консультирование – это введение большего разнообразия в системы поведения путем изменения конкретных паттернов проблемы. В результате меняются повторяющиеся последовательности поведения членов семьи, и вследствие этого создаются более широкие альтернативы и возможности в жизни людей.
- Ответ: Что ж, это, по крайней мере, грамотная формулировка.
Институт семейного консультирования
knnr@yandex.ru
+7 988-156-1313
© Copyright ... All rights reserved.
|